Замена разъединителя на железобетонной опоре ЛЭП
При строительстве линий электропередачи (ЛЭП) важно обеспечить защиту от напряжения для технического персонала. И в целом должен быть контроль, чтобы ток не подавался на участки без нагрузки. За это отвечают линейные разъединители, которые крепят на опорных конструкциях воздушной линии (ВЛ). Они представлены разными видами устройств, включая модели типа РЛК, РЛНД и РЛР Тесла, и работают с напряжением от 6 до 20 кВ.
В ходе эксплуатации разъединителей возможно возникновение следующих неисправностей:
- повреждаются изоляторы, что проявляется в виде сколов, трещин и пробоев;
- разрушается армировка колпачков;
- подгорают контакты;
- пропадает слаженность работы ножей;
- ломается рукоять привода;
- повреждается тяга и прочие дефекты.
Такие неисправности могут появиться из-за коррозии, износа деталей или по другим причинам. И если они возникли, значит необходимо осуществить замену линейного разъединителя.
Что важно знать при замене разъединителя
Если повреждается тяга привода разъединителя, что выражается в виде скручивания или разрыва трубы, меняют именно эту трубу тяги. После этого проверяют, работает ли разъединитель корректно с обновленной тягой. Возможно наличие достаточно большого сопротивления в работе этого узла, тогда трущиеся части тщательно промывают керосином или бензином, после чего обрабатывают смазкой. Если и после этих действий в работе привода есть проблемы, заменяют или его, или разъединитель.
Данное устройство наделено определённым сроком службы, по достижению которого необходимо выполнить его замену. Рекомендуемый срок эксплуатации указывается в технической документации от производителя. Но обычно состояние разъединителя определяют «на глаз». Например, у него повреждены изоляторы или сильно оплавились контакты, есть нарушения в работе контактной группы, движущиеся части подверглись сильной коррозии и так далее. Всё это хорошо видно и следует сразу обращаться к профессионалам, чтобы они выполнили замену разъединителя. Для таких электромонтажных работ специалисты должны иметь соответствующие допуски. Ведь речь идёт о напряжении более 1000 В и токах в несколько сотен ампер.
Как выполняется замена разъединителя на опоре
Перед тем, как приступить к замене линейного разъединителя, воздушную линию необходимо отключить от подачи тока и заземлить. Только после этого выполняется следующий алгоритм действий:
- С помощью автовышки монтер поднимается на высоту размещения разъединителя, чтобы отсоединить шлейфы, спуски заземления и тягу привода.
- Затем разъединитель открепляется от опоры и опускается на землю с помощью подъемного механизма.
- Если привод тоже подлежал замене, сначала осуществляют демонтаж старого и установку нового устройства такого типа.
- Тягу привода, спуски заземления и шлейфы присоединяют к разъединителю.
- Осуществляется проверка работы привода и корректного взаимодействия главных ножей с заземляющими.
При замене устройства важно несколько раз проверить его корректное срабатывание. Только после этого можно вновь подавать напряжение на этот участок магистрали.